Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №8

Адрес141281, Российская Федерация, Московская область, Ивантеевка, Советский проспект, 12/8

Контакты администрации 8(496)536-13-36 mbou-sosh8@mail.ru

Международное сотрудничество

 «Развитие образовательной среды современной школы как ресурса становления толерантности, доверия, психологического комфорта и условия уменьшения риска межконфессиональных и межнациональных конфликтов» 

ПРОЕКТ «Содружество» по формированию патриотизма, толерантности и психологического комфорта в образовательной среде Открытой (сменной) общеобразовательной школы

 

«Развитие образовательной среды современной школы как ресурса становления толерантности, доверия, психологического комфорта и условия уменьшения риска  межконфессиональных и межнациональных конфликтов» 

 

1. Введение.

 

Открытая (сменная) общеобразовательная школа существует с 1964 года. Первоначально это была школа, в которой обучалась молодежь со всех уголков большой страны. Юноши и девушки приезжали в город на работу на фабрики, а вечерами учились.

 


 

Сегодня Открытая школа - многопрофильное учебное заведение. Только здесь для каждого ученика индивидуально подбирается вариант образовательной деятельности¸ соответствующий ее специфике по спектру дисциплин. В городе Ивантеевке Администрацией было принято очень мудрое решение соединить в рамках открытой школы дневную и вечернюю школы. Это дало возможность проводить реабилитацию трудных подростков более щадящим образом. Совместные праздники¸ соревнования и другие мероприятия не позволили подросткам чувствовать себя в «резервации». Появилась уникальная возможность вновь перейти к обычной форме обучения трудным подросткам. Практика показала,¸ что иному ребенку нужно было лишь немного помочь. Реабилитация души проходит безболезненно, когда есть положительные примеры и помощь со стороны педагогов.

 

Сегодня наша российская школа реформируется, ищет нестандартные решения для извечных проблем: как нам учить и воспитывать детей. Каждое учебное заведение строит свою программу с учетом потребностей государства и общества. Не стала исключением и Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Ивантеевки. В центре внимания такие задачи, как воспитание патриотизма, толерантности, потребности вести здоровый образ жизни, развитие познавательных способностей учащихся.

 

Решая приоритетные задачи модернизации образования, опираясь в своих решениях на инициативу «Наша новая школа» МОУ ОСОШ как приоритетной обозначила для себя задачу создание среды как ресурса становления толерантности, доверия, психологии, комфорта.

 

Для решения этой задачи школа обладает всеми ресурсами:

 

- квалифицированными педагогами (более 60% имеют первую и высшую категорию)

 

- организацией дополнительных образовательных услуг: английский язык, немецкий язык, французский язык, черчение с элементами начертательной геометрии, информатика, уроки театра, актерское мастерство, художественное слово, вокальный ансамбль, авторская кукла, прикладное искусство, решение задач повышенной сложности (математика), «Физика вокруг нас», экология и энергетика, палитра (изо), эстрадный танец, биология в медицине, удивительный мир химии, проектная деятельность;

 

 - хорошей материально-технической базой: наличие интернета, компьютерного класса с локальной сетью, интерактивные доски, в каждом втором кабинете проектор;

 

- в рамках национального проекта были получены кабинет биологии, химии, лингафонный кабинет;

 

- поддержкой Попечительского совета, основанного как юридическое лицо;

 

- материальной поддержкой социальных партнеров;

 

- дружеским отношением со школой г. Куусамо (Финляндия), установленное в 2008г. и дружеским отношением со школой г. Пфинцталь (Германия).

 

В рамках проекта «Содружество» школой разработаны программы:

 

- Программа межшкольного обмена «Наша дружная семья» (2008-2011гг.)

 

- Программа профилактики межэтнических конфликтов в подростковой среде»

 

- Программа патриотического воспитания «Мы – россияне»

 

- Программа «Одаренные дети»

 

- Программа «SOS» (профилактика безнадзорности и правонарушений

 

- Программа «Толерантность – путь к миру»

 

- Программа «Мы за здоровый образ жизни»

 

- Волонтерская программа «Возьмёмся за руки друзья»

 

В рамках одной школы обучаются дети, одаренные, учащиеся с проблемами в поведении, отстающие, больные. Все вместе учатся, проводят праздники, заботятся о тех, кому нужна эта забота. Вот оно воспитание толерантности, милосердия.

 

Цели сотрудничества были все те же: познакомиться с опытом работы педагогов Германии, с одаренной молодежью и с трудными детьми. Это возможность совершенствовать знание языков – немецкого и английского, изучение культурных традиций дружественной страны.

 

Изучение опыта работы педагогов Финляндии и Германии показывает, что учителя всех стран хотят воспитывать детей, обучать, готовить их к жизни. Что-то мы готовы позаимствовать безоговорочно, что-то подвергаем сомнению. Но система не позволяет замыкаться. «Обучать – значит вдвойне учится», - как верно заметил Ж. Жубер.

 

2. Постановка проблемы.

 

Изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение.

 

Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще стали проявлять жестокость, национальное нетерпение и агрессивность. Своевременная социально-экономическая ситуация создает все условия для попадания детей и подростков в «зону риска», ведет к увеличению количества детей и подростков с девиантным поведением. Как правило, это дети из неблагополучных, многодетных, семей беженцев. Россия всегда была многонациональной страной. Поэтому вопрос о взаимодействии с этнокультурным окружением для нашего населения, а значит и для наших школ всегда был и остается актуальным. Значение психологических факторов и регуляции межэтнического взаимодействия очень велико и будет постоянно возрастать, так как это неизбежно в условиях все более активизирующихся международных контактов, все большей взаимозависимости отдельных стран и народов, целых регионов и континентов планеты друг от друга.

 

В отечественной науке и практике накоплен разноплановый материал, отражающий специфику педагогического взаимодействия с детьми той или иной группы – с младшими школьниками и подростками, юношами и девушками, с одаренными и талантливыми детьми, с учениками, отстающими в развитии, и т.д. в связи с этим актуальной остается проблема создания эффективной системы воспитательной, реабилитационной и профилактической работы с детьми и подростками. В быстро меняющемся мире и по предупреждению конфликтов на межнациональной почве воспитание уважительного отношения к традициям, культурам, историческим ценностям народов мира.

 

3.Стратегический план

 

3.1. Общие стратегические цели проекта:

 

·        разработка эффективной модели управления реализации программ «Наша новая школа»;

 

·        развитие образовательной среды учреждения, позволяющей воспитывать учеников в условиях психологического комфорта, доверия, толерантности;

 

·        воспитание понимания безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

 

·        поддержание межэтнического мира и согласия в школе, городе, регионе;

 

·        развитие чувства патриотизма, укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлым, настоящим и будущими поколениями;

 

·        создание историко-художественного музея «Родники» как центра историко-художественного развития;

 

·        изучение опыта работы с подростками в Финляндии и Германии;

 

·        развитие интереса к русскому языку, культуре у народов дружеских стран. 

 

3.2. Конкретная цель проекта:

 

 расширение сферы деятельности работы комитета «Содружество», по воспитанию толерантности, уменьшению риска межнациональных конфликтов, развитию интереса к русскому языку и русской культуре, а также:

 

а) охват значительных групп учащихся, участвующих в межшкольном обмене

 

Ивантеевка МОУ ОСОШ – Куусамо (Финляндия)

 

Ивантеевка МОУ ОСОШ - Пфинцталь (Германия)

 

б) организация проектной деятельности учащихся, благодаря которой школьники могут получить новый положительны опыт взаимодействия и эта деятельность может обеспечивать наличие обстановки открытости и доверия, принятие общих, значимых для обеих сторон целей, уважение к традиционным нормам, ценностям, правилам поведения, образу жизни друг друга. 

 

3.3. Целевые группы проекта:

 

- одаренные учащиеся, имеющие повышенный интерес к изучению различных языков, увлекающиеся театром, музыкой, искусством, технологией,

 

- дети «Группы риска», задействованной в различных организационных мероприятиях, совместных экскурсионных программах, интерактивных проектах, спортивных мероприятиях,

 

- семьи, принимающие детей,

 

- музыкальные, эстетические, художественные школы города,

 

- учащиеся и педагоги системы дополнительного образования,

 

- волонтеры вузов города,

 

- руководители предприятий города, получающие воспитанных развитых молодых людей, способных вступать в коммуникационные и иные контакты с представителями зарубежных предприятий,

 

- муниципальная система образования.

 

3.4.Стратегия проекта

 

3.4.1.Для решения поставленных целей была проведена подготовительная работа: в 2008 году был создан комитет «Содружество». Разработана стратегия:

 

- провести психолого-педагогическое диагностирование межнациональных отношений конфликтности и требований для создания условий психологического комфорта;

 

- привлечь к исследованиям и мониторингу волонтеров социального университета, института права, расположенных на территории города и института права, расположенных на территории города и института Технологии туризма (г. Пушкино);

 

- составить банк данных одаренных детей и подростков «группы риска»;

 

- организовать на базе школы в качестве дополнительной образовательной услуги «Школу юного лингвиста» и «Школу юного филолога»;

 

- заключить договора о сотрудничестве с городским центром развития творчества детей и юношества, с ПУ №130, выше перечисленными вузами;

 

- вести мониторинг межнациональных отношений в учреждении;

 

- разработать систему воспитательных мероприятий по формированию лучших патриотических качеств толерантности среди учащихся;

 

- организовать просмотры фильмов, передач, презентаций в кинозале «Ровесник»;

 

- заключить договоры с гимназией г. Пфинцталь и школой г. Куусамо о долгосрочном сотрудничестве;

 

- организовать работу Школьного бюро экскурсий. 

 

3.4. Области проектируемых в рамках проекта изменений

 

Изменения, происходящие в образовательной среде школы

Причины этих изменений

Формирование культуры проявлений гражданской позиции

Систематическая, четко спланированная работа по проведению тематических классных часов, радиопередач, развитие школьного самоуправления

Формирование у учащихся системы знаний, уважения и интереса к государственным символам России

Проведение торжественных линеек к памятным датам, шефство над святыми метами города: памятниками, могилами погибших, памятными досками.

 Исследовательские работы по истории школы, города, страны

Воспитание активной жизненной позиции

Движение «Доброе сердце»

Проведение акций милосердия

Развитие интереса к изучению родного языка и иностранных языков английского, французского, немецкого, испанского

Возможность применять полученные знания при личном общении с ровесниками;

Возможность работать над совместными межнациональными проектами

Создание творческой обстановки в коллективе, способствующей развитию личности

Подготовка межнациональных театральных проектов, совместных творческих вечеров, конкурсов.

Обмен театральными, музыкальными коллективами

Развитие интереса к прикладному творчеству своей страны и народным промыслам других стран

Совместные очные и заочные выставки, мастер-классы, интерактивные проекты;

Занятие в мастерских;

Посещение музеев, выставок «На перекрестке времени культур»;

Организация выставок «История русской игрушки»; «Народные промыслы»

 

Уменьшение количества правонарушений среди детей «группы риска», через воспитание, понимания ценности других людей, ценности человеческой жизни, умение противодействовать дурному влиянию и ложным «ценностям»

а) тесная работа сов семи службами, занимающимися проблемами подростков;

б) изучение опыта работы педагогов за рубежом и применение лучших вариантов работы;

в) активное развитие волонтерского движения;

г) проведение воспитательных мероприятий совместно с волонтерами: экскурсии, спортивные соревнования, беседы по правовому воспитанию, работа с базой данных трудных подростков.

Отсутствие межнациональных и межконфессиональных конфликтов

Работа всего педагогического коллектива по воспитанию толерантности, помощь эмигрантам в изучении русского языка приспособлена к условиям жизни в новой для них обстановке.

Развитие познавательного интереса у учащихся, формирование положительных мотивов учения, развитие умения организовывать умственный труд

Проведение интеллектуальных конкурсов «Что? Где? Когда?», «КВН», реферативных чтений, участие в исследовательской деятельности, в том числе совместной с зарубежными партнерами;

Реализация совместных проектов: «Цветочная поляна», «В мире увлечений», «Из истории моей семьи»;

Проведение учебных циклов «Погружение»: изучение немецкого языка в Германии, финского, английского в Финляндии, русского в нашей школе г. Ивантеевка

Принятие национальных ценностей, национальных духовных традиций учащихся

Конкурс плакатов и сочинений «Я, ты, он, она – вместе целая страна»

Мониторинг «Этническая толерантность и этнические стереотипы подростков»;

Форум «В единстве наша сила»;

Фестиваль национальной кухни;

Малые олимпийские игры по национальным видам спорта;

Дни толерантности;

Проект «Театральная афиша»

Снижение уровня конфликтности

Создание службы «Примирения»;

Классные часы «Профилактика и разрешение конфликтов»;

Акции «Хочу спросить»

Активное участие семей в школьной жизни и работе Попечительского совета

Участие семей в межшкольном обмене, экскурсионных поездках и других мероприятиях школы

Материальная поддержка одаренной молодежи

- Премии Попечительского совета школы (4 человека)

- материальная поддержка детей «группы риска»

 

 

3.4.3. Этапы реализации проекта

 

 

 

1 этап. Организационный

- Проведение мониторинга, исследования

- Создание комитета «Содружество»

- Установление дружеских отношений с учебными заведениями Финляндии, Германии

2 этап. Содержательный

- Обмен школьными группами;

- Проведение совместных семинаров, круглых столов;

- Работа над совместными проектами;

- Обмен культурными программами;

- Организация международного молодежного лагеря;

- Совместный проект театрального фестиваля;

- Участие в европейских молодежных фестивалях и конкурсах;

- Организация выездных выставок и экспозиций

3 этап. Аналитический

- Мониторинг состояния образовательной среды в учреждении;

- Анализ проделанной работы за указанный период

 

 

3.4.4. Ожидаемые результаты  

 

Формирование в школе образовательной среды, способствующей становлению толерантности, доверия, психологического комфорта и условий уменьшения риска межконфессиональных и межнациональных конфликтов

 

Продукты проекта:

 

1. Аналитический отчет.

 

2. Описание методики проведения семинаров, мастер-классов и т.д.

 

3. Методические рекомендации по организации в школе образовательной среды, способствующей становлению толерантности, доверия, психологического комфорта.

 

4. Презентации проектов детей Финляндии, Германии, России, проведенных в рамках реализации Проекта.

 

5. Публикации.

 

6.  Управление проектом

 

Руководит проектом администрация школы. Консультации - Методический центр Комитета по образованию и молодежной политике.

 

Деятельность осуществляется через комитет «Содружество».

 

Экспертизу и мониторинг осуществляют: общественность в лице Попечительского совета, независимые эксперты Социального университета и института туризма.

 

Руководство проектом гарантирует публичную отчетность на сайте школы.

 

3.6. Жизнедеятельность проекта гарантируется поддержкой семей, общественности, администрации города, спонсорской поддержкой шефствующих предприятий и актуальностью проблемы.

 

Директор школы Т.И.Кучеренко

Гости из Финляндии

12.05.2014

С 21  по 24 апреля 2014 года  наша школа принимали гостей из Финляндии: группу учителей и учащихся из школы Торанки, расположенной в г.Куусамо. Ученики жили в семьях. Огромное  спасибо родителям Садовникова Саши (8 А), Степанова Влада (7 Б ), Сониной Марии (8 Б ), Сидоровой Екатерины (9 А ), Петровой Дарьи (9А), Макаровой Анны (11Б)  за тепло и заботу, которыми окружили они  финских ребят.

Читать далее

И снова вместе… (встреча немецких друзей)

27.11.2014

И снова вместе… (встреча немецких друзей)

Читать далее

Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie